РУС ENG
 
 
Rambler's Top100

Blue Flag Campaign

The BLUE FLAG CAMPAIGN (BFC) is an international exclusive eco-label indicating clean, safe and well-managed beaches and marinas.

The Blue Flag Campaign originally started as a French idea for municipalities in 1985 and was launched on the European level in 1985 as one of the initiatives of the European Union. The campaign started with around 450 Blue Flags awarded to beaches and marinas in 10 countries. The number of beaches/marinas and the number of participating countries has increased year by year. The Blue Flag Campaign is not anymore only a European campaign. Since 2001, South Africa, Morocco and five countries in the Caribbean are working on implementing the Blue Flag.

In 2006, 2589 beaches and 641 marinas in 33 countries received the Blue Flag, including European countries, Canada, Morocco, and New Zealand, South African Republic, Caribbean countries.

The international non-governmental and non-profit organisation "The Foundation for Environmental Education" (FEE) owes and runs the Blue Flag Campaign. FEE has a member organisation working in the field of environmental education and information for safety development in each country administrating the Blue Flag Campaign on the national level.

Before being able to launch the BFC in a new country the FEE member organisation - initiator the BFC on the national (regional) level should go through the following steps:

• Arrange a national (regional) Blue Flag workshops and seminars for dissemination of information and discussion on extent of interest on BFC development in the region;
• Form a National (regional) Blue Flag Committee;
• Produce a Blue Flag feasibility study and assess of what can be called the “supporting system“ for a national (regional) BFC;
• Run a Blue Flag pilot phase.

NGO “Keep Saint-Petersburg Tidy” is initiating the Blue Flag Campaign in Saint- Petersburg and the Leningrad Region. This organisation became a member of FEE in 2002. It implemented the 1st and 2nd steps of BFC development in framework of the project “Blue Flag Campaign Promotion in St. Petersburg and the Leningrad Region” with the supporting of Nordic Council of Ministers.

In 2004 SPbPO "Keep Saint-Petersburg Tidy" implemented the 3rd step and prepared the base for implementation of 4th step – Blue Flag pilot phase, that was started in summer period 2005.

[*] 2003 - visitation the Blue Flag sites in Denmark, Sweden, Estonia and Lithuania

[*] 2004 - visitation the Blue Flag sites in Norway; visitation one marina in Finland

[*] 2005-2006 - implementation of Blue Flag Campaign pilot phase

2003

In framework of the project “Blue Flag Campaign Promotion in St. Petersburg and the Leningrad Region” members of Regional Blue Flag Committee visited BF sites in project-partners' countries. They have known much new information about BF in Denmark, Sweden, Estonia and Lithuania and will sure use their rich experience on this matter. Members of the Regional BF Committee became acquainted with good experience in relate to coastal management, proper environmental legislation, environmental technology concerning waste and water treatment. Dissemination of such kind of experience over St. Petersburg and the Leningrad region will be very useful for building sustainable mechanisms of improving the environmental management of the coastal zones in the region. They have also known about compositions and action plans of partner-countries national BF Jury and also about environmental education programs for nature-friendly use of local coastal recreation zones.

In Denmark, 82 marinas and 197 beaches received the Blue Flag in 2003. Blue Flag locations are easy identified and very attractive for tourists.

In order to be eligible for Blue Flag, a marina or beach has to comply with the Blue Flag criteria. The criteria for marinas and for beaches are of course different due to different conditions, but both sets of criteria cover the same four aspects:

• Environmental management;
• Environmental education and information;
• Safety and service facilities;
• Water quality.

BF marinas have to supplied environmental information to marina users, including details of any sensitive areas to be avoided when sailing, or mooring. Code of environmental conduct, information related to Blue Flag Campaign and Criteria have to be posted in an accessible site.

The marina should be able to demonstrate that at least three environmental education activities are offered to the users and staff of the marina. Besides, the individual Blue flag for boat owners is offered through the marina.

Only one non-governmental organisation, which is a member of FEE and working on implementing the Blue Flag on the national (regional) level, exists in each country. International Secretariat of FEE is in United Kingdom, Blue Flag Coordination office is in Copenhagen withindoors of organisation "The Danish Outdoor Council". This organisation is a member of FEE and has a long history of working with environmental education and awareness raising. The basic philosophy is that without knowledge of environmental impacts and means neither of acting upon that knowledge, there will nor be any change in behavior.

In Sweden, 89 marinas and 55 beaches received the Blue Flag in 2003.

Participation in the Blue Flag Campaign is voluntary. The local authority is in charge of applying for Blue Flag for a beach or a marina in the form of sending of application form and supplementary documentation. A National (Regional) Blue Flag Jury is responsible for evaluation the candidates on the national (regional) level. The National (Regional) Blue Flag Jury forwards the approved candidates to International BF Coordinator for evaluation. The International Coordinator forwards the approved candidates to an International Blue Flag Jury for final approval.

Blue Flag sites have to supply adequate services and safety provisions to site users. There must be adequate life saving and emergency equipment, adequate first aid and fire-fighting equipment; adequate, clean and well sign-posted sanitary facilities, including washing facilities and drinking water. Map indicating the location of the different facilities is posted at the BF site.

At least one of the municipality's beaches must be equipped with access ramps to the beach and toilet facilities for people with disabilities.

In Estonia, 4 marinas and 3 beaches received the Blue Flag in 2003.

Blue Flag marina has to ensure adequate environmental management, at the same time an environmental policy and plan in the marina should be developed. The plan should include reference to water, waste and energy consumption, health and safety issues, and the use of environmentally sound products when available.

Adequate and property identified and segregated containers for storage of hazardous wastes (paints, solvents, boat scrapings, antifouling agents, batteries, waste oil, flares) should be placed in the marina. Adequate and well-managed garbage containers should be also placed in the BF marina. The wastes should be handled by a licensed contractor and disposed of at a licensed facility.

Marina should have facilities for receiving recyclable waste materials, such as bottles, cans, paper, plastic, organic material, etc.

All buildings and equipment must be properly maintained and in compliance with national legislation. The marina must be in a good integration with the surrounding natural and built environment.

Marina should have adequate, clean and well sign-posted sanitary facilities, including washing facilities and drinking water. Controlled sewage disposal to a licensed sewage treatment.

If the marina has boat repairing and washing areas, no pollution must enter the sewage system, marina land and water or the natural surroundings.

No parking/driving in the marina, unless in specific designated areas.

Besides of imperative criteria, mentioned above, BF marina is recommended to have bilge water and toilet pumping facilities.

In Lithuania, only 1 beaches in Nida received the Blue Flag in 2003.

High level of water quality is a priority criterion in order beach to be eligible for Blue Flag. No industrial or sewage related discharges may affect the beach area and local and/or regional emergency plans to cope with pollution accidents should be developed.

Boating tourism dynamically developing in the Baltic Sea Region countries may become as essential addition to different kinds of water tourism for Saint-Petersburg and the Leningrad Region, representing large interest from the recreation point of view.

There are more than 50 enterprises and organizations in our city, having on their balance and exploiting marine and river vessels. At the present about 13000 boats (yachts and cutters) are registered in the State Inspection of Boats. A lot of floating bars, cafes and restaurants are at the water areas of our city.

At present about 20000 persons go in for boating in St. Petersburg and the number of participants has increased year by year. Operation of yachts and cutters may causes damage to the environment. Some of them are evident. For example pollution of water areas and coastal zones with different waste, disturbing animals during of reproduction and migration periods. Some of them, such as destroying of coastal zones by waves from the cutters going fast are not so evident for everybody, but nevertheless real.

There are no marinas equipped and functioning according to the European standard and to the Water Legislation of Russian Federation in St. Petersburg. Everywhere conditions for employment of water protection areas and coastal protection zones are infringed and licences for water using and agreements with the Administrations of the Russian Federation Subjects are absent. The area of a number of marinas is polluted with founder floating vessels and flowing garbage. Water protection zones are polluted by household waste and scrap-metal.

Sensitive coastal water and coastal areas are being afflicted with diseases caused by our lifestyle; they act as buffer zones, keeping pollutants out of the water bodies. Urgent measures are required for changing of real situation aiming at the development of water tourism taking into account ecological demands.

Development of the Blue Flag Campaign in our region may play a vital part for improvement of the coastal zones management. That has a large significance for both the nature preservation and the increasing of public awareness, increasing of responsibility of all participants of the recreation activity and also for the development of sustainable water tourism and recreational activity.

  

2004

In framework of the continuation of the project “Blue Flag Campaign Promotion in St. Petersburg and the Leningrad Region” members of Regional Blue Flag Committee visited BF sites in Norway. They attended a special emphasis to the experience of BF pilot phase realization in Norway.

Norway makes an indelible impression: its territory contains almost all variety of landscapes: mountains, glaciers, plateaus, forests, seas, lakes, rivers and, of course, fjords. We saw at first hand that no vainly so prestige magazine like the National Geographic has gave a title of the best tourist sights for Norway fjords, designated 82 points for the fjords on the scale from 1 to 100. At that, so characteristics as level of safety and pollution, beauty and efficient management of the territories and objects have played an important role.


The organization "The Foundation for Environmental Education, Norway" (FEE Norway) owes and runs the Blue Flag Campaign in Norway. The three coastal sites: two beaches and one marina were selected as candidates for participation in the pilot phase of Blue Flag Campaign in Norway in 1999. All three pilot units are representative for Norwegian beaches and marinas, they operated on a commercial basis and for free public access.


The following beaches and marinas have been participating as pilot units:

1. Skottevig Maritime Center

Skottevig is an integrated maritime center having a wide specter of facilities. The area is located close to the shores, having a beach distributed into smaller units with a main access from the center administration building.

The administration building is facilitating restaurant, kiosk, information center, toilets and meeting rooms. The building welcomes arrangements all the year, as conferences, courses and other meetings and assemblies.

New apartments are built, in addition to the older, in separate building with close access to the shores. The standard is high, and may host guest on an all year basis.

The area of the marine center, including surrounding areas, has considerable environmental qualities, the sea life with boating, fishing and diving facilities.

Both Norwegians, as well as guests from all over Europe, many from Germany and the Netherlands host Skottevig.


2. Bystranda Kristansand

Bystranda is a smaller, plain beach located nearby the city center of Kristiansand. The municipal of Kristiansand populates around 70 000. During the summer months the figure may exceed 100 000.

The beach is new and developed with high standard with respect to all Blue Flag requirements on facilities.


3. Nodeviga Marina

This marina is also located in the center of Kristiansand. The marina consists of two separate part operated by the same owners: a marina and a restaurant. The doors are opened between the two parts.

Nodeviga sells fuel and boating related products and operates a kiosk. In addition they have facilities for grey and black water, bilge water etc, in addition to take care of waste of any kind from the boats. They have no facilities for winter storage and servicing of boats.


In Norway, 5 marinas and 1 beach received the Blue Flag in 2004.

In Sweden, 66 marinas and 55 beaches received the Blue Flag in 2004.

In Denmark, 77 marinas and 208 beaches received the Blue Flag in 2004.

In Finland, 20 marinas and 6 beaches received the Blue Flag in 2004.

In summer 2004 the members of Regional Blue Flag Committee for exchange experience also visited a boat harbour in Finland, located on the island Nagu not far from the town Turku. The harbour consists of marina, hotel, restaurant, cafe, shops, and also summerhouses to be rented.

This marina is complied with many of the BF criteria, but the marina owners consider that at present they feel themselves enough comfortably without Blue Flag. The harbour is a member of the international Sunmarina Guestharbours network, developed its own criteria recommended for fulfilment by the network members. A guide contained the information about harbours location, presence of the proper infrastructure and also contact information, has been developed by joint efforts of the network members. Each member of the network has the guide that promotes boating development among the countries - members of the network.

In Estonia 4 marinas and 4 beaches received the Blue Flag in 2004.

In Lithuania 3 beaches received the Blue Flag in 2004.

Complete information on all countries run Blue Flag Campaign may be found at website www.blueflag.org

In Saint-Petersburg and the Leningrad region the pilot phase of the Blue flag campaign is planned to begin in 2005, at that for the star, only two coastal sites: one beach and one marina have been selected as candidates for participation in the pilot phase of Blue Flag Campaign.

It is also planned to promote the development of the Blue Flag Campaign for individual boats in the region and some of the boats, for example sailing catamaran "Centaurus" (www.centaurus.ru), have already expressed their intention to participate in the campaign.

2005-2006

In summer 2005 the marina "Frankardi" (Embankment of the river Bolshaya Nevka 24, Saint-Petersburg) and the beach of the Korkinskoie Lake (Vsevolozhsk District of the Leningrad region) started the Blue flag Campaign pilot phase.

At present SPbPO "Keep Saint-Petersburg Tidy" is initiating the Individual Blue Flag Campaign in framework of the international project Baltic SeaBreeze. The project aims at strengthening the network in the marina sector to decrease the pollution of the Baltic Sea caused by recreation activity and to promote ecological safety boating and spare time at the seaside.

In framework of the Baltic SeaBreeze project organisation Keep Saint-Petersburg Tidy fulfilled the followings:

- Compiled and published 2 booklets: "Blue Flag for Boats, the environmental code of conduct" and "The Baltic SeaBreeze Project", that contains description of the project goal, workgroups and partners;

- Prepared 3 educational documentary video films: "Catamaran Centaurus-II will be awarded by eco-label certificate - small Blue Flag", "Marina Frankardi is the candidate to be awarded by eco-label Blue Flag" and "Ecological safety boating". The films were shown accordingly 23 August 2005 (two first films) and 25 July 2006 (third film) on TV program OTV;

- Prepared and presented on radio program Open City some subject reportages;

- Held the environmental seminar for leisure craft owners;

- Held the environmental seminar on exchange experience for marinas/guest harbours management.

In 2005, 2442 beaches and 632 marinas in 33 countries received the Blue Flag, including European countries, South African Republic, Canada and Caribbean countries.

In 2006, 2589 beaches and 641 marinas in 33 countries received the Blue Flag, including European countries, Canada, Morocco, and New Zealand, South African Republic, Caribbean countries.

РУС ENG
 
 
Rambler's Top100

Движение Голубой флаг

ГОЛУБОЙ ФЛАГ (ГФ) это международный символ, награда, присуждаемая яхтенно-катерным стоянкам и пляжам, отвечающим высоким экологическим стандартам и обладающим качественными средствами безопасности и сервиса.

Движение ГФ зародилось во Франции в 1985 году и получило европейский статус в 1987 году как инициатива Европейского Союза. Движение началось с присуждения 450 наград ГФ пляжам и стоянкам в 10 странах. С тех пор и количество наград, и количество стран участников увеличивается с каждым годом. С 2001 года движение охватило не только европейские страны, но ЮАР, Марокко и пять стран Карибского бассейна. В 2006 году награды Голубой флаг удостоились 2589 пляжей и 641 стоянка в 33 странах, включая Европейские страны, Канаду, Марокко, а также Новую Зеландию, ЮАР и страны Карибского бассейна.

Движение ГФ реализуется под эгидой международной общественной некоммерческой организации " Федерация экологического образования - ФЭО" (Foundation for Environmental Education - FEE), которая является сетью общественных организаций, работающих в области образования и просвещения для обеспечения экологически безопасного развития.

Организация, являющаяся инициатором развития движения ГФ в регионе и являющаяся официальным членом ФЭО, отвечает за реализацию движения и должна обеспечить прохождение следующих этапов:

• Во-первых, организовать встречи и семинары по распространению информации и обсуждению степени заинтересованности в развитии движения ГФ в регионе;
• Во-вторых, создать региональный Комитет движения ГФ;
• В третьих, реализовать предварительное изучение возможностей развития движения ГФ в регионе и оценить так называемую региональную “систему поддержки” развития движения;
• В-четвертых, организовать проведение пилотного этапа движения ГФ.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области инициатором развития движения ГФ является общественная организация "Санкт-Петербург за экологию Балтики". Эта организация стала членом ФЭО в 2002 году и обеспечила реализацию первых двух этапов движения в 2003 году в рамках реализации проекта "Содействие развитию движения ГФ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области" при поддержке Совета Министров Северных Стран.

В 2004 году СПбОО «Санкт-Петербург за экологию Балтики» в рамках продолжения вышеназванного проекта организовала проведение третьего этапа и подготовила базу для проведения четвертого - пилотного этапа, который начался летом 2005 года.

[*] 2003 год - посещение территорий, отмеченных голубым флагом в Дании, Швеции, Эстонии и Литве

[*] 2004 год - посещение территорий, отмеченных голубым флагом в Норвегии; посещение яхтенно-катерной стоянки в Финляндии

[*] 2005-2006 год - реализация пилотного этапа движения Голубой флаг

2003 год

В рамках проекта "Содействие развитию движения ГФ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области" с целью обмена опытом члены регионального Комитета движения ГФ посетили территории, отмеченные голубым флагом, в Дании, Швеции, Эстонии и Литве. Члены Комитета посетили пляжи и стоянки маломерных судов, оборудованные и функционирующие в соответствии с европейскими стандартами, ознакомились с принципами экологического менеджмента, необходимыми условиями сервиса и безопасности, а также экологическими образовательными программами, организуемыми на данных территориях. Состоялись встречи с представителями национальных жюри ГФ в этих странах, ознакомление со структурой, деятельностью и планом действий национального жюри, а также принципами нормативно-правового регулирования водно-моторного и яхтенного туризма.

В Дании в 2003 году награды Голубой флаг удостоились 82 яхтенно-катерные стоянки и 197 пляжей. Территории, отмеченные развивающимся голубым флагом, легко узнаваемы и очень привлекательны для посещения туристами.

Для того чтобы удостоиться присуждения награды ГФ стоянка или пляж должны удовлетворять ряду критериев. Критерии для стоянок отличаются от критериев для пляжей, в силу разных условий, но оба перечня критериев включают в себя следующие 4 аспекта:
• Экологический менеджмент;
• Экологическое образование и информирование;
• Средства безопасности и сервис;
• Качество воды.

Яхтенно-катерные стоянки, удостоившиеся награды Голубой флаг, должны обеспечивать посетителей экологической информацией об уязвимых соседних природных морских и наземных территориях. Для посетителей стоянки должен быть представлен перечень экологических требований и информация о кампании Голубой флаг и критериях Голубого флага.
На стоянке должны проводиться, по меньшей мере, 3 экологические образовательные программы для посетителей и сотрудников. Кроме этого, стоянка предлагает Индивидуальный Голубой флаг для владельцев судов.

В каждой стране, участвующей в движении ГФ, существует одна правительственная организация - член международной Федерации экологического образования, которая отвечает за развитие движения ГФ на национальном уровне. Международный секретариат ФЭО находится в Великобритании, офис международного координатора ГФ находится в Копенгагене, в помещении организации "Датский Совет содействия активности на открытом воздухе".

Эта организация является членом ФЭО и имеет давние традиции по реализации экологических образовательных программ и информированию населения. При реализации этих программ организация придерживается основного принципа: без знаний о воздействии человеческой деятельности на природную окружающую среду и возможностях действовать, основываясь на этих знаниях, не произойдет изменений в поведении людей.

В Швеции в 2003 году награды Голубой флаг удостоились 89 яхтенно-катерные стоянки и 55 пляжей.

Участие в движении ГФ добровольное. Местные власти отвечают за подготовку документации и подачу заявки на присуждение ГФ пляжу или яхтенно-катерной стоянке. Региональное жюри ГФ направляет документы утвержденных кандидатов Международному координатору для оценки. Международный координатор представляет заключение Международному жюри ГФ для окончательного утверждения.
Территории, отмеченные голубым флагом, должны обеспечивать посетителей соответствующим обслуживанием и средствами безопасности. Там обязательно должны находиться средства спасения и первой помощи, а также противопожарное оборудование. Посетителям должна быть предоставлена информация о плане спасения в случае загрязнения, пожара или других инцидентов и мера безопасности. На территории должна быть карта, показывающая расположение различного оборудования и установок.

Рекомендуется также иметь специальное оборудование для инвалидов.

В Эстонии в 2003 году награды Голубой флаг удостоились 4 яхтенно-катерные стоянки и 3 пляжа.
Яхтенно-катерные стоянки, удостоившиеся награды Голубой флаг, должны обеспечивать соответствующий экологический менеджмент, при этом должна быть разработана четкая экологическая политика и план стоянки. План должен включать меры по рациональному потреблению воды и энергии, управлению отходами, вопросы здравоохранения и безопасности, и использование экологически чистых изделий, если такие существуют.

На стоянке необходимо установить специальные отдельные контейнеры для хранения опасных отходов (красок, растворов, батарей, химических реагентов, масляных отходов, сигнальных ракет). Должны быть также установлены специальные контейнеры для раздельного сбора бытовых отходов. Отходы должны вывозиться лицензированным подрядчиком для размещения на специально оборудованных лицензированных полигонах.

Стоянка должна иметь контейнеры для сбора с целью дальнейшей переработки использованных бутылок, металлических банок, бумаги, пластика, органических отходов и т.д.

Все здания и оборудование должны содержаться в порядке и соответствовать национальному законодательству. Стоянка должна хорошо вписываться в окружающую природную среду и строения.

На стоянке должно обязательно находиться санитарно-гигиеническое оборудование, включая душевые и питьевую воду. Канализационная система стоянки должна иметь лицензированные очистные сооружения.

Если стоянка имеет установки для ремонта и очистки судов, загрязнение с них не должно поступать в канализацию, наземные или водные территории стоянки, окружающую природную среду.

На территории стоянки запрещена парковка и движение автотранспорта за пределами специально отведенных территорий.
Кроме обязательных условий стоянкам, удостоенным наградой ГФ, рекомендуется иметь оборудование для откачки балластных вод и оборудование для очистки канализации.

В Литве в 2003 году награды Голубой флаг удостоился только 1 пляж, расположенный в Ниде.
Приоритетным требованием для присуждения ГФ пляжу является достаточно высокое качество воды. В районе пляжа не должно быть никаких промышленных и муниципальных сбросов сточных вод и обязательно должны быть разработаны планы действия в чрезвычайной ситуации для борьбы с загрязнением в случае аварий.

Водно-моторный и яхтенный туризм, динамично развивающийся в странах региона Балтийского моря, может стать существенным дополнением к морским и водным видам туризма для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, представляющим значительный интерес с рекреационной точки зрения, с точки зрения различных форм водного спорта и туризма.

В нашем городе насчитывается более 50 предприятий и организаций, имеющих на своем балансе и эксплуатирующие морские и речные суда, при этом в ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов) Санкт-Петербурга на сегодня зарегистрировано около 13000 яхт и катеров. На акваториях водных объектов города размещено достаточно большое количество плавучих баров, кафе, ресторанов.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге водно-моторным и яхтенным туризмом активно занимается около 20000 человек и имеется тенденция к их увеличению. Эксплуатация катеров и яхт связана с различными возможностями причинения вреда окружающей среде. Некоторые из этих возможностей очевидны, например, загрязнение акватории и побережья различными отходами, беспокойство животных в период размножения, миграций. Некоторые, такие как разрушение береговых территорий волнами от катеров, идущих на большом ходу, не столь очевидны для всех, но, тем не менее, реальны.

В Санкт-Петербурге отсутствуют стоянки для маломерных судов, оборудованные с учетом европейских требований, а также требований водного законодательства РФ. Повсеместно нарушается режим использования водо-охранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, отсутствуют лицензии на водопользование и договора с Администрациями субъектов РФ. Акватория водных объектов в границах многих стоянок захламлена затонувшими плавсредствами, наплавным мусором. Водо-охранная зона водных объектов загрязнена бытовым мусором, металлоломом.

Чувствительные прибрежные воды и береговые территории страдают под воздействием нашего неправильного образа жизни, являясь буферными зонами загрязнений, поступающими в водные объекты. Требуются срочные меры по изменению существующего положения.

Участие нашего региона в движении ГФ может сыграть положительную роль для улучшения управления прибрежными территориями, что имеет большое значение, как для охраны природы, так и для возрастания ответственности всех участников рекреационной деятельности, а также для развития яхтенно-катерного экологически безопасного туризма.

2004 год

В рамках продолжения проекта "Содействие развитию движения ГФ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области" члены регионального Комитета движения ГФ посетили территории, отмеченные голубым флагом в Норвегии. Особое внимание было уделено опыту проведения там пилотного этапа развития движения.

Норвегия производит неизгладимое впечатление: на ее территории находятся почти все виды ландшафтов: горы, ледники, плоскогорья, леса, моря, озера, реки и конечно, фьорды. Мы, воочию, убедились, что не зря такой престижный журнал как National Geographic присудил фьордам Норвегии звание лучшей туристической достопримечательности в мире, определив 82 балла по шкале от 1 до 100. При этом важную роль сыграли такие показатели, как уровень сохранности и загрязнения достопримечательностей, красота и рациональное управление территориями и объектами.


Инициатором развития движения ГФ в Норвегии является Федерация экологического образования Норвегии (FEE Norway). В 1999 году в рамках пилотного этапа развития движения три прибрежные территории Норвегии: два пляжа и одна яхтенно-катерная стоянка были выбраны в качестве кандидатов для участия в движении и проверки на соответствие критериям Голубого флага. Указанные территории являются типичными для Норвегии, а именно, они действуют на коммерческой основе и имеют свободный доступ для всех желающих.


В качестве пилотных в движении ГФ в Норвегии участвовали следующие прибрежные территории:

1. Морской центр Скоттевиг (Skottevig Maritime Center).

Скоттевиг представляет собой интегрированный морской центр, обладающий широким спектром услуг. Территория тесно примыкает к побережью, на ней расположен пляж, разбитый на несколько участков, имеющих прямой выход к административному зданию Центра.

В административном здании находятся ресторан, киоск, информационный центр, туалеты и залы заседаний. Здание предоставляет свои площади для проведения конференций, различных курсов и других заседаний и собраний в течение всего года.

В дополнение к уже имеющимся строениям, в отдельном здании, расположенном прямо на берегу, оборудованы новые апартаменты, стандарт которых достаточно высок и имеется возможность принимать посетителей круглый год.

Территория морского центра, включая прилегающие районы, представляет собой качественную природную среду; для посетителей предоставляется возможность совершать лодочные прогулки, имеется также оборудование для рыбалки и подводного плавания.

Основными посетителями Скоттевига являются норвежцы, а также гости со всей Европы, преимущественно из Германии и Нидерландов.


2. Кристиансанд Бистранда (Bystranda Kristiansand).

Бистранда является в чистом виде пляжем, занимает территорию меньшей площади, по сравнению с морским центром, и находится вблизи от центра города Кристиансанд. Население Кристиансанда составляет около 70 000 человек. В летний период численность пребывающих в городе человек может увеличиваться до 100 000.

Пляж является достаточно новым и построен в соответствии с высокими стандартами, в том числе и с учетом требований Голубого флага, касающихся необходимого оборудования.


3. Яхтенно-катерная стоянка Нодевига (Nodeviga Marina).

Стоянка расположена в центре Кристиансанда и состоит из двух отдельных частей - непосредственно яхтенно-катерной стоянки и ресторана, управляемых одним и тем же собственником. Эти объекты связаны между собой.

Нодевига занимается продажей бензинного топлива и сопутствующей яхтенно-катерной продукции. На стоянке имеется киоск, установлено оборудование для приема загрязненных вод, трюмных вод, а также для приема любого вида твердых отходов, образующихся на судне. Стоянка не приспособлена для хранения и обслуживания катеров и яхт в зимний период времени.


В Норвегии в 2004 г. награды Голубой флаг удостоились 5 яхтенно-катерных стоянок и 1 пляж.

В Швеции в 2004 г. награды Голубой флаг удостоились 66 яхтенно-катерных стоянок и 55 пляжей.

В Дании в 2004 г. награды Голубой флаг удостоились 77 яхтенно-катерных стоянок и 208 пляжей.

В Финляндии в 2004 г. награды Голубой флаг удостоились 20 яхтенно-катерных стоянок и 6 пляжей.

С целью обмена опытом члены регионального комитета ГФ летом 2004 г. также посетили яхтенно-катерную гавань в Финляндии, находящуюся на острове Нагу (недалеко от города Турку). Гавань включает в себя яхтенно-катерную стоянку, гостиницу, ресторан, кафе, магазины, а также сдающиеся в аренду летние домики.

Многие из критериев ГФ выполнены для этой стоянки, но ее владельцы считают, что на данном этапе им достаточно комфортно и без Голубого флага. Гавань входит в международную сеть Солнечных Гостевых Гаваней, разработавшей свои требования, рекомендуемые для выполнения членам сети. В рамках сети создан совместный для всех членов справочник-гид, включающий в себя информацию о расположении гаваней, о наличии соответствующей инфраструктуры, а также контактную информацию. Справочник имеется у всех членов сети и способствует развитию яхтенно-катерного туризма среди стран – участников сети.

В Эстонии в 2004 г. награды Голубой флаг удостоились 4 яхтенно-катерные стоянки и 4 пляжа.

В Литве в 2004 г. награды Голубой флаг удостоились 3 пляжа.

Полную информацию по всем странам, участвующим в движении Голубой флаг, можно найти на сайте www.blueflag.org

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области проведение пилотного этапа развития движения Голубой флаг планируется начать в 2005 году, при этом для начала всего две прибрежные территории: один пляж и одна яхтенно-катерная стоянка выбраны в качестве кандидатов для участия в движении и проверки на соответствие критериям Голубого флага. Также планируется способствовать развитию в регионе движения за присвоение Голубого флага индивидуальным маломерным судам, некоторые из которых, например парусный катамаран "Центариус-II"(www.centaurus.ru), уже изъявили желание участвовать в движении.

2005-2006 год

Летом 2005 года стоянка катеров "Франкарди" (С. Петербург, наб. Б. Невки, 24) и пляж Коркинского озера (Всеволожский район, Ленинградская область) приступили к реализации пилотного этапа движения Голубой флаг.

В настоящее время организация «Санкт-Петербург за экологию Балтики» в рамках международного проекта Baltic SeaBreeze (сделать ссылку на описание проекта в разделе Проекты) инициирует развитие в регионе движения за присвоение экосертификата Голубой флаг владельцам/пользователям индивидуальных маломерных судов. Цель проекта - усиление взаимодействия и создание сети организаций и структур, заинтересованных в уменьшении загрязнения Балтийского моря от рекреационной деятельности, в обеспечении экологически безопасного отдыха на акваториях региона.

В рамках проекта Baltic SeaBreeze организация «Санкт-Петербург за экологию Балтики» осуществила следующие мероприятия:

- выпустила 2 буклета "Голубой флаг для маломерных судов, экологический кодекс поведения" и "Проект Baltic SeaBreeze", содержащий описание цели, Рабочих групп и партнеров проекта;

- инициировала создание и приняла непосредственное участие в написании сценариев и съемках трех научно-популярных документальных видеофильмов: "Экипаж катамарана "Центаурус-II" намерен получить экосертификат Голубой флаг", "Катерная стоянка "Франкарди" - кандидат на получение экосертификата Голубой флаг в следующем году" и "Экологически безопасная эксплуатация прогулочных маломерных судов". Фильмы транслировались в телеэфире по программе ОТВ-ТВЦ соответственно 23 августа 2005 г. (первые два фильма) и 25-го июля 2006 г. (третий фильм);

- подготовила и выпустила в радиоэфир несколько радиопередач в прямом эфире и в записи по соответствующей тематике;

- организовала проведение природоохранного семинара для владельцев/ маломерных судов;

- организовала проведение природоохранного семинара по обмену опытом управления яхтенными портами и катерными стоянками.

В 2005 году награды Голубой флаг удостоились 2442 пляжа и 632 стоянки в 33 странах, включая Европейские страны, ЮАР, Канаду, а также страны Карибского бассейна.

В 2006 году награды Голубой флаг удостоились 2589 пляжей и 641 стоянка в 33 странах, включая Европейские страны, Канаду, Марокко, а также Новую Зеландию, ЮАР и страны Карибского бассейна